
Домашние задания. Что с ними не так?
Добрый день, коллеги!
Позвольте высказать свою точку зрения на данный вопрос.
Прежде чем написать комментарий к этому посту (https://www.facebook.com/olesya.lukashuk/posts/1637752232977011), я перешел в «поисковик» и задал запрос «Домашнее задание», и десятки страниц вперед предлагали мне готовые решения домашних заданий по всей школьной программе. От сюда возникает вопрос, который терзает меня с моего первого появления в школе в качестве учителя: А смысл задавать ДЗ, если ребенок его все равно спишет? На заре свой педагогической практики я немного подрабатывал в качестве репетитора в московской области, и бывали случаи когда я приходил к ученику, а он выполняет ДЗ просто списывая готовый результат с ГДЗ или Знания.ком
За время существования педагогической науки ученые и педагоги не раз поднимали проблему домашней работы школьников. Это и проблемы организации ДЗ в дореволюционной школе, и проблемы оптимизации ДЗ в советской, и связь домашних заданий и организации самостоятельной работы, и вопросы нормирования объема домашних заданий
Например Л. Н. Толстой, считая, что ДЗ — это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе, а К. Д. Ушинский доказывал целесообразность применения ДЗ лишь после спец. подготовки школьников к их выполнению.
Из определения ДЗ: Выполнение ДЗ без непосредственного наблюдения учителя — своеобразный вид самостоятельной деятельности учащихся. Работа школьника дома всецело зависит от его внутренних побудительных сил, отношения к учебе и труду. Систематичность и высокое качество выполнения ДЗ обеспечиваются, как правило, познавательным интересом к учебному предмету, чувством долга и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом.
Не стоит так же забывать, что любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений, зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Один достигает необходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другой должен дома с помощью инструкции в учебнике или тетради ещё раз пройти все этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова.
Но современный мир предлагает столько соблазнов в виде ТЦ, кино, игр и других, более увлекательных, с точки зрения ученика, занятий.
Спрос рождает предложение, и на сцену выходят Знания.ком и ГДЗ, которые позволяют ученику не получить 2 в журнал, за невыполненную работу, и весело провести время не разбираясь "в этих ваших косинусах и синусах"…..
Так же мной замечено, что если ребенок увлечён предметом, видит цель и ему понятно где он применит эти знания, то вопрос списывания уже не стоит так остро.
В ходе исследования ТIMSS-2007 в разных странах был проведен сравнительный анализ особенностей организации учебного процесса по математике и естествознанию. Выяснилось, что Россия — страна, где задают больше всего домашних заданий и жестким образом контролируют их выполнение. Значительная часть времени на уроке (до 10-15 минут) отводится именно на их проверку. А организация познавательной деятельности учеников не превышает 35% (в то время как в англоязычных странах она составляет не менее 45%). Также было выявлено, что «97% задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Это вдвое выше среднего значения в мире (43%)»
С моей точки зрения ДЗ нужны, т.к. кривую Эбингауза никто не отменял. Как я писал выше: любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений.
Но давайте умерим пыл и начнем разбираться в причинах. Возможно ДЗ в таком кол-ве это боязнь нарушать традиции и в какой-то степени неумение анализировать результаты своего труда. Ведь для многих учителей Российских школ справедливо правило: много ДЗ - прочные знания и высокая успеваемость.
-
Экономьте время урока, составляйте мультивариантные ДЗ с использованием средств ИТ. Сразу после выполнения ДЗ ученик должен видеть свой результат и комментарии к ошибкам.
-
Предоставьте ученику выбор заданий по их характеру и количеству, по времени, отводимому на выполнение заданий, по методам оценивания результатов работы, по способу выполнения заданий (самостоятельным или групповым), по информационным источникам.
-
Позвольте ребенку ошибаться, и выполнять ДЗ несколько раз (благо ИТ тесты позволяют это сделать). Каждый раз дайте доступ к правильному ответу, не забывая добавить пояснения к правильному решению.
-
Избегание ДЗ и списывание во многом связано с боязнью неудачи, т.к., например, изучаемый для ребенка предмет сложный, а на уроке сосед по парте отвлекал. В Итоге как это делать не понятно... а если не сделаешь, то жди неприятностей...
-
Применяйте игровые механики, каждое выполнение ДЗ позволяет собирать бонусы, баллы, виртуальные предметы, да все что угодно, что можно потом обменять на дополнительные оценки, подсказки, и т.п
-
Будьте в курсе особенностей личности школьника и классных коллективов, дабы не возникали уроки-близнецы в разных классах.
-
Уменьшайте объем и количество домашних заданий в феврале и марте, когда, по мнению врачей, организм ребенка наиболее истощен, требует дополнительного отдыха, прогулок на свежем воздухе и уменьшения учебной нагрузки.
-
Домашние задания для учащихся 9,11 классов должны учитывать выбор экзаменов, которые предстоит сдавать выпускникам по окончании школы.
-
Интересуйтесь внеурочной деятельностью школьника и в качестве элементов домашней работы рассматривайте отдельные виды деятельности школьников после учебных занятий, в дополнительном образовании.
-
И наконец станьте ученику союзником и помощником, а не контролером, выставляющим оценки в журнал. Донесите до ученика информацию о том, что вы существуете и работаете для него, вы его опора и помощь.