Решение задания 3 ОГЭ по информатике. Формальные описания реальных объектов и процессов
В задании №3 ОГЭ по информатике представлена таблица с буквами и цифрами. Анализируя эту информацию нам предлагается выяснить длину наименьшего пути.
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.
ДИИИЧайшая штука, но решить ее достаточно просто, нужно только вспомнить темы: Графические информационные модели и Табличные информационные модели. Можно конечно и не вспоминать, а сразу перейти к решению, но я вам этого не советую!
И так, графические информационные модели необходимы нам для того чтобы визуализировать информацию с целью ее дальнейшего анализа. Информация представленная в графической форме воспринимается человеком проще чем текстовая или представленная в табличной форме. Связано это с особенностями нашего организма (восприятия), нашей планеты, эволюции и всякой другой историческо-антропологической ебулды. Согласно некоторым исследованиям человек 80% информации об окружающем мире воспринимает визуально (глазами), а значит система зрения это самый лучший и качественный инструмент для анализа любой информации, нужно только придумать как информацию представить визуально (картинкой).
Виды графических информационных меделей
- Схема — это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений.
- Чертёж — условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом проецирования.
- График — линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины (например, пути) от другой (например, времени).
- Диаграмма — графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений.
Если объекты некоторой системы изобразить вершинами, а связи между ними — линиями, то мы получим информационную модель рассматриваемой системы в форме графа. Собственно понятие ГРАФА является основным в решении задания 3 ОГЭ по информатике.
Вот как выглядит граф на примере обычной карты Гугл
Несколько точек связанным между собою линиями. Граф это графическая информационная модель, которая состоит из вершин, связанных линиями — рёбрами. Вершины графа могут изображаться кругами, овалами, точками, прямоугольниками, да чем угодно, хоть сердечками, просто буквами или загагулинами. Граф называется взвешенным, если его вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией — весами вершин или рёбер (например расстояние между двумя точками - это вес ребра графа).
Табличные информационные модели так же важны как и графические. В табличных информационных моделях информация об объектах представляется в виде прямоугольной таблицы, состоящей из столбцов и строк.
Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.
И если мне необходимо проложить маршрут по карте, я возьму линейку, бумажную карту и проложу кратчайший маршрут (мое зрение сделает 80% работы).
Но что если я хочу создать программу, которая прокладывает кратчайший маршрут из пунтка А в пункт Б? К сожалению программы еще не умеют анализировать картинки и изображения, однако они хорошо обрабатывают числовые данные, особенно если они представлены в виде таблицы.
Это таже информация, что и в синем графе выше. Есть города с условными именами A, B, C, D, E они связаны дорогами, протяженность которых указана на пересечении столбцов и строк (Из А в В = 50), но компьютеру таблицу анализировать проще, однако человеку проще анализировать граф.
Решение задания №3 ОГЭ по информатике:
Для решения задания нам необходимо преобразовать табличную информацию в граф.
шаг 1 анализируем первую строчку: город А связан с городом В (расстояние = 2), город А связан с городом С (расстояние = 5), город А связан с городом D (расстояние = 1). Строим граф:
шаг 2 анализируем вторую строчку: город B связан с городом A (расстояние = 2 на графе информация уже есть), город В связан с городом С (расстояние = 1). Достроим граф:
шаг 3 анализируем третью строчку: город С связан с городом А (расстояние = 5 на графе информация уже есть), город С связан с городом В (расстояние = 1 на графе информация уже есть), город С связан с городом D (расстояние = 3), город С связан с городом Е (расстояние = 2). Достроим граф:
шаг 4 анализируем четвертую строчку: город D связан с городом A (расстояние = 1 на графе информация уже есть), город D связан с городом С (расстояние = 3 на графе информация уже есть).
шаг 5 анализируем пятую строчку: город Е связан с городом С (расстояние = 2 на графе информация уже есть)
шаг 6 анализируем граф и находим кратчайший путь из А в Е: А-В-С-Е складываем расстояния 2+1+2=5.
Основано на учебнике Босовой Людмилы Леонидовны и данных http://gia.edu.ru/