Решение задания 5 ОГЭ по информатике. Формульная зависимость в графическом виде

Решение задания 5 ОГЭ по информатике. Формульная зависимость в графическом виде

В задании №5 ОГЭ по информатике нам дается малююююсенький кусочек электронной таблицы в режиме отображения формул, в этой таблице отсутствует что-нибудь (например формула или число в ячейке таблицы). Но по диапазону второй строчки построена диаграмма (по которой можно кстати судить о данных в диапазоне), и всякими там логическими рассуждениями своего мозга нас просят найти ответ.

Дан фрагмент электронной таблицы.

Как решать задание номер 5 из ОГЭ

Как решать задание номер 5 из ОГЭКакая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

При решении этого задания необходимо вспомнить несколько основополагающих определений и немного теории. Можно конечно и не вспоминать, а сразу перейти к решению, но я вам этого не советую!

В решении задания 5 из ОГЭ по информатике необходимо вспомнить про электронные таблицы и что они из себя представляют, а так же тему про визуализацию информаци, и круговые диаграммы в частности.

Диаграммы

Диаграмма - графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Важным элементом тут является НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ которое позволяет нам визуально (глазами) проанализировать информацию и сделать определенные выводы. При этом если сравниваемые величины образуют в сумме 100%, то используют круговые диаграммы. К примеру у нас есть 5 яблок, 10 груш, 4 персика и 12 мандарин. Всего фрутов = 5+10+4+12 = 31 штука (это и есть отправная точка - 100% значение) доля яблок 5/31, доля груш 10/31, доля персиков 4/31, доля мандарин 12/31. И если изобразить это графически будет гораздо нагляднее. 

Как решать задание номер 5 из ОГЭ

Доля яблок - синий цвет, доля груш - красный цвет, доля персиков - зеленый цвет, доля мандарин - фиолетовый цвет.

Электронные таблицы

Для автоматизации обработки данных, представленных в табличной форме, используются специальные программы, называемые электронными таблицами или табличными процессорами.

Основная часть окна табличного процессора — рабочий лист. Рабочий лист состоит из столбцов и строк. Столбцы именуются латинскими буквами в алфавитном порядке в направлении слева направо. Строки нумеруются сверху вниз, начиная с 1. На пересечении столбцов и строк образуются ячейки.

Как решать задание номер 5 из ОГЭ

Каждая ячейка имеет имя, составленное из буквенного имени столбца и номера строки, на пересечении которых она располагается. Имя ячейки иначе называют её адресом.

Расположенные подряд ячейки в строке, столбце или прямоугольнике образуют диапазон.

При задании диапазона указывают его начальную и конечную ячейки, в прямоугольном диапазоне — ячейки левого верхнего и правого нижнего углов. Наибольший диапазон представляет вся таблица, наименьший — одна ячейка. Примеры диапазонов: А1:А10, В2:С2, B3:D3.

Как решать задание номер 5 из ОГЭ

Ячейка таблицы, которую в данный момент занимает курсор, называется активной ячейкой. Вводить или редактировать данные можно только в активной ячейке. В ячейке могут помещаться текст, число или формула.

Тексты (надписи, заголовки, пояснения) нужны для оформления таблицы, в текстовой форме могут быть представлены характеристики рассматриваемых объектов.

С помощью чисел (натуральных, целых, рациональных) задаются различные количественные характеристики рассматриваемых объектов. Числовые данные, введённые в ячейки таблицы, являются исходными данными для проведения вычислений.

Формулы являются своеобразными инструкциями, определяющими порядок вычислительных действий. Они могут содержать имена ячеек, числа, знаки операций и обращения к функциям.

Арифметические операции «сложение», «вычитание», «умножение» и «деление» обозначаются соответственно символами «+», «-», «*» и «/». При вычислении по формуле используется порядок операций, принятый в математике.

Как решать задание номер 5 из ОГЭ

На картинке выше в ячейке А1 записана формула (она всегда начинается со знака равно (=) ): поделить значение из ячейки В1 на значение из ячейки D2. Для удобства работы с формулами адреса ячеек подсвечиваются цветом, которым выделяются также и сами ячейки участвующие в формуле. В примере выше СИНИЙ - это B1, ЗЕЛЕНЫЙ - это D1. Электронная таблица произведет вычисления указанные в формуле и запишет результат в ячейку в которой формула записана. Т.е. в нашем случае это будет число 2.

Решение задания №4 ОГЭ по информатике:

шаг 1 анализируя диаграмму мы увидим, что маленькая ее часть является половиной большой. Или для этой задачи мы делаем вывод что должны быть две большие части и две маленьких, при этом большие части и маленькие равны между собой.

Как решать задание номер 5 из ОГЭ Как решать задание номер 5 из ОГЭ

шаг 2 заполним таблицу записав вместо формул значения. =D1-1 (5-1=4); =A1+B1 (3+4=7); =C1+D1 (2+5=7);

шаг 3 анализируя диаграмму и таблицу мы видим, что недостающее значение - это значение для маленькой части, т.е. число 4. Подбираем необходимую формулу, которая в качестве результата вернет 4.

Вариант 2

Дан фрагмент электронной таблицы, в первой строке которой записаны числа, а во второй — формулы.
Как решать задание номер 5 из ОГЭ
Какое Как решать задание номер 5 из ОГЭиз перечисленных ниже чисел должно быть записано в ячейке A1, чтобы построенная после выполнения вычислений круговая диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

Решение

шаг 1 заполним таблицу записав вместо формул значения. =С1-1 (4-1=3); =D1/2 (16/2=8); =B1+5 (3+5=8);

Как решать задание номер 5 из ОГЭ

шаг 2 анализируя диаграмму мы увидим, что должны быть три большие равные части и одна маленькая,

шаг 3 анализируя диаграмму и таблицу мы видим, что недостающее значение для ячейки А2 должно равняться 8, а значит А1+3=8, А1=5

Основано на учебнике Босовой Людмилы Леонидовны и данных http://gia.edu.ru/






comments powered by Disqus

Спонсорский блок

Группа Вконтакте

VK Widget

Случайные заметки