АЛГОРИТМ. Урок 1. Понятие Алгоритма.

АЛГОРИТМ. Урок 1. Понятие Алгоритма.

Основано на учебнике Босовой Людмилы Леонидовны

Каждый человек в повседневной жизни, в учёбе или на работе ре­шает огромное количество задач самой разной сложности. Сложные задачи требуют длительных размышлений для нахождения реше­ния; простые и привычные задачи человек решает не задумываясь, автоматически. В большинстве случаев решение каждой задачи мож­но разбить на простые этапы (шаги). Для многих таких задач (уста­новка программного обеспечения, сборка шкафа, создание сайта, эксплуатация технического устройства, покупка авиабилета через Интернет и т. д.) уже разработаны и предлагаются пошаговые инструкции, при последовательном выполнении которых можно прийти к желаемому результату.

Пример 1. Задача «Найти среднее арифметическое двух чисел» ре­шается в три шага:

  1. задумать два числа;
  2. сложить два задуманных числа;
  3. полученную сумму разделить на 2.

Пример 2. Задача «Внести деньги на счёт телефона» подразделяет­ся на следующие шаги:

  1. подойти к терминалу по оплате платежей;
  2. выбрать оператора связи;
  3. ввести номер телефона;
  4. проверить правильность введённого номера;
  5. вставить денежную купюру в купюроприёмник;
  6. дождаться сообщения о зачислении денег на счет;
  7. получить чек.

Пример 3. Этапы решения задачи «Нарисовать лошадь» представлены графически:

Нахождение среднего арифметического, внесение денег на телефонный счёт и рисование лошади — на первый взгляд совершенно раз­ные процессы. Но у них есть общая черта: каждый из этих процессов описывается последовательностями кратких указаний, точное следо­вание которым позволяет получить требуемый результат. Последова­тельности указаний, приведённые в примерах 1-3, являются алго­ритмами решения соответствующих задач. Исполнитель этих алго­ритмов — человек.

Алгоритм может представлять собой описание некоторой последо­вательности вычислений (пример 1) или шагов нематематического характера (примеры 2, пример 3). Но в любом случае перед его разработкой должны быть чётко определены начальные условия (исходные дан­ные) и то, что предстоит получить (результат). Можно сказать, что алгоритм — это описание последовательности шагов в решении зада­чи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.

В общем виде схему работы алгоритма можно представить следую­щим образом:

Алгоритмами являются изучаемые в школе правила сложения, вычитания, умножения и деления чисел, грамматические правила, правила геометрических построений и т. д.

Анимации «Исполнитель алгоритма», «Расставь пропущенные команды в алгоритме для робота», помогут вам познакомится с некоторыми алгоритмами.

Пример 4. Некоторый алгоритм приводит к тому, что из одной це­почки символов получается новая цепочка следующим образом:

  1. Вычисляется длина (в символах) исходной цепочки символов.
  2. Если длина исходной цепочки нечётна, то к исходной цепочке справа приписывается цифра 1, иначе цепочка не изменяется.
  3. Символы попарно меняются местами (первый — со вторым, тре­тий — с четвёртым, пятый — с шестым и т. д).
  4. Справа к полученной цепочке приписывается цифра 2.

Получившаяся таким образом цепочка является результатом ра­боты алгоритма.

Так, если исходной была цепочка А#В, то результатом работы ал­горитма будет цепочка #А1В2, а если исходной цепочкой была АБВ@, то результатом работы алгоритма будет цепочка БА@В2.

Исполнитель алгоритма

Расставьте пропущенные команды в алгоритме робота


Тэги: алгоритм




comments powered by Disqus

Спонсорский блок

Группа Вконтакте

VK Widget

Случайные заметки