C++. Урок 1. Структура программы: обзор

C++. Урок 1. Структура программы: обзор

Язык возник в начале 1980-х годов, когда сотрудник фирмы Bell Labs Бьёрн Страуструп придумал ряд усовершенствований к языку C под собственные нужды. Когда в конце 1970-х годов Страуструп начал работать в Bell Labs над задачами теории очередей (в приложении к моделированию телефонных вызовов), он обнаружил, что попытки применения существующих в то время языков моделирования оказываются неэффективными, а применение высокоэффективных машинных языков слишком сложно из-за их ограниченной выразительности. Так, язык Симула имеет такие возможности, которые были бы очень полезны для разработки большого программного обеспечения, но работает слишком медленно, а язык BCPL достаточно быстр, но слишком близок к языкам низкого уровня и не подходит для разработки большого программного обеспечения.

Программа на языке С++ состоит из директив препроцессора, указаний компилятору, объявлений переменных и/или констант, объявлений и определений функций, а так же может содержать комментарии.

Комментарии

Комментарии - это участки кода, игнорируемые компилятором и используемые программистом для пояснения текста программы.

Комментарии в C++ записываются одним из следующих способов:

  • Символы /* (косая черта и звездочка), за которыми следует любая последовательность символов, включая переводы строки, после чего ставятся символы */. Это тот же синтаксис, который используется в ANSI C.

  • Символы // (две косые черты), за которыми следует любая последовательность символов. Символ перевода строки, непосредственно перед которым нет обратной косой черты, завершает комментарий, оформленный таким способом. Поэтому такие комментарии часто называют однострочными.

Объявление переменной

Объявление переменной задаёт имя для самой переменной и ее атрибуты. Атрибутами переменной могут быть тип, количество элементов (для массивов), спецификация класса памяти, а также при объявлении переменной ей можно задать некторое значение (поместить в переменную некторое значение) - инициализировать.

Объявление переменной имеет следующий синтаксис: 

[<спецификация класса памяти>] <тип> <имя> = <инициализатор>, <имя> = <инициализатор>...;

Пример 1

1
2
3
4
5
int    x; 	// Объявление переменной целого типа без инициализатора 
double y = exp(1); 	// Переменная вещественного типа инициализируется числом e.
// exp(x) – функция, вычисляющая ex. 
int    a, b = 0; 	// Объявление двух переменных целого типа. Переменная b инициализируется значением 0. 
 

Чтобы объявить объект константой, в объявление нужно добавить ключевое слово const. Так как константа нельзя не может быть изменена в процессе выполнения алгоритма, в нее необходимо пометить значение при объявлении (инициализировать)

Пример 2

1
2
3
4
const int a   = 100; // a является константой
const int b[] = {1, 2, 3, 4, 5}; // Все b[] являются константами
const int c; // Ошибка – нет инициализатора! 
 

Функции

Функция в программировании — поименованный фрагмент программного кода (подпрограмма), к которому можно обратиться из другого места программы. 

Функция может принимать параметры и должна возвращать некоторое значение, возможно пустое. Функции, которые возвращают пустое значение, часто называют процедурами.

Определением функции является объявление функции, в котором присутствует тело функции. Определение функции имеет следующий синтаксис: 
<тип> <имя> (<список формальных параметров>) { [<объявления>] [<операторы>] }

Среди функций выделяется одна главная функция, которая должна иметь имя main. С нее начинается выполнение программы, обычно она управляет выполнением программы, организуя вызовы других функций. Для того чтобы программа могла быть скомпилирована и выполнена, она должна содержать, по крайней мере, определение функции main.

Пример 3

1
2
3
4
5
6
7
8
#include <iostream>
using namespace std;
 
int main() 
{ 
    cout << "Hello, world!" << endl;
    return 0; 
}

Описание синтаксиса

Директива #include используется для подключения других файлов в код. Строка #include <iostream>, будет заменена содержимым файла «iostream.h», который находится в стандартной библиотеке языка и отвечает за ввод и вывод данных на экран.

Содержимое второй строки — using namespace std; указывает на то, что мы используем по умолчанию пространство имен с названием «std». Все то, что находится внутри фигурных скобок функции int main() {} будет автоматически выполняться после запуска программы.

Строка cout << "Hello, world!" << endl; говорит программе выводить сообщение с текстом «Hello, world» на экран.

Оператор cout предназначен для вывода текста на экран командной строки. После него ставятся две угловые кавычки (<<). Далее идет текст, который должен выводиться. Он помещается в двойные кавычки. Оператор endl переводит строку на уровень ниже.

Если в процессе выполнения произойдет какой-либо сбой, то будет сгенерирован код ошибки, отличный от нуля. Если же работа программы завершилась без сбоев, то код ошибки будет равен нулю. Команда return 0 необходима для того, чтобы передать операционной системе сообщение об удачном завершении программы.

— В конце каждой команды ставится точка с запятой. !!!!

Основано на ru.wikipedia.org, natalia.appmat.ru, itandlife.ru, msdn.microsoft.com, code-live.ru






comments powered by Disqus

Спонсорский блок

Группа Вконтакте

VK Widget

Случайные заметки